Этот вид криминального бизнеса настолько молод, что даже на милицейском и
уголовном слэнгах ему ещё нет устоявшегося названия; хотя всё чаще
пользуются термином «подстава». Подставы на дорогах делали всегда, но
год-два назад они были единичными, и лишь в последнее время расцвели
пышным цветом.
Смысл прост: подставить машину под несильный удар, запугать «клиента» до
полусмерти или запудрить мозги, а потом развести на хорошие деньги.
Типичные варианты подставы
Вы едете в левом ряду. Вам на хвост садится машина и начинает настойчиво
мигать фарами – мол, уйди с дороги. Уйти можно только вправо, а там уже
висит на вашем правом заднем крыле другая машина (если дело ночью, то
она, бывает, идёт без огней). Видно вам плохо – для большинства зеркал
это мёртвая зона, к тому же слепят сзади дальним светом. Вы принимаете
вправо, а тот, кто у вас на крыле, резко прибавляет ход. Ваш бампер
чертит по его левому борту. Кто виноват? Конечно, вы.
Другой вариант. Подставлялы паркуются, не доезжая двух-трёх метров до
правого поворота – например, до въезда на АЗС. Жертва, таким образом, не
может повернуть из крайнего правого ряда – ей приходится объезжать
стоящую машину. В момент поворота эта машина срывается с места. Поди
докажи потом, что она стояла и никто её не подрезал.
Подлавливают ещё и там, где маневры требуют особой аккуратности. На
перекрёстках с круговым движением, на съездах с развязок и т. п. Бывает,
на узких улочках. Вы торопитесь, а перед вами еле ползёт какая-то
черепаха. Когда вы приближаетесь к ней бампер в бампер, она тормозит и
быстро даёт задний ход. Виноват, естественно, тот, кто сзади...
Излюбленные жертвы подставлял – женщины, «чайники» и любители болтать за
рулём по мобильному (внимание рассеяно). Излюбленные мишени – свежие
«восьмёрки»-«десятки», а также «Нексии», «Фелиции», «Рено-19», «Гольфы»,
«Эскорты» и т. п. – то есть такие машины, владельцы которых, бывает,
достаточно обеспечены для того, чтобы на месте расплатиться, но
недостаточно круты для того, чтобы разобраться с подставлялами. По тем
же причинам никогда не подставляются под «жирные» джипы и почти никогда –
под «Москвичи» и прочие «Запорожцы».
Кто они?
Вычислить потенциальных подставлял трудно, но можно. Во-первых, по
поведению: машина, которая упорно висит на вашем заднем крыле, должна
сразу навести на размышления.
Во-вторых, по марке машины: как правило, это авто престижное, но старое –
Mercedes, BMW, Volvo, Cherokee и т. п. какого-нибудь восемьдесят
затёртого года выпуска – в общем, всё то старьё, для которого запчасти и
покраска по-прежнему стоят дорого.
В-третьих, если ДТП уже случилось, по наличию у них богатой
свидетельской базы на все случаи жизни (у вас её, понятно, нет вообще) –
обычно наш народ под пистолетом не заставишь что-нибудь
засвидетельствовать, а тут, нате вам, куча услужливых очевидцев, и все
готовы свидетельствовать против вас.
Как противостоять подставлялам?
На этот счёт сотрудники милиции и юристы советуют следующее. Действуйте
по закону. Не покидайте место происшествия, не двигайте машину.
Вызывайте ГИБДД. Не отдавайте бандитам документы и ключи от машины. Не
соглашайтесь ехать ни на какие оценки ущерба – когда ДТП оформят, тогда и
будете оценивать. И главное – не теряйте самообладания. Это самое
трудное, потому что «прессовать» вас будут сильно: дескать, мы тебя,
каз-з-зел, найдём, вычислим адрес, включим счётчик, подвесим за ноги и
проч. Если очень страшно, говорите так: да, ребята, я виноват, готов
возместить ущерб, но вот какая штука – машина-то не моя, а шефа, и она
застрахована, поэтому надо обязательно дождаться инспектора.
Как показывает практика, в девяти случаях из десяти подставлялы, услышав
про страховку, быстро испаряются – естественно, обложив вас на прощанье
трёхэтажным матом и пообещав разобраться позже. Дело в том, что у любой
приличной страховой компании есть досье на тех, кто засвечен в
подставах. А также есть служба безопасности, которая умеет весьма
доходчиво объяснять им, что они в корне не правы...
|